Societate

Deportări și represii

Deportări și represii

1. Vasile Ionescu, străbunelul fiului meu, a fost deportat în Kurgan cu soția și doi copii, de trei și de șase ani. Au mers un drum lung în vagon pentru vite. Când au ajuns, le-au dat niște saltele și i-au pus să stea într-o sală sportivă. Străbunelul, dacă era un foarte bun gospodar, și-a săpat un bordei (zemleankă), cum le spuneau rușii. Peste un timp și-a făcut și o căsuță din bârne de lemn. Au mai născut și un fecior, care la 9 ani s-a înecat în râu , salvând o fetiță. Apoi i-a murit nevasta de cancer… După ce murise Stalin s-au întors acasă, la Baraboi, dar casa lor era ocupată de ruși… Străbunelul era de o cumințenie și inteligență rară. Creștea cele mai frumoase lalele, adora florile. Vindea flori lângă Magazinul Ocean, la Râșcanovka. Era îmbrăcat întotdeauna la costum, cravată și cu pălăria pe cap. A plecat liniștit la o sută de ani… (Galina Roșca)

2. Мою бабушку с дедушкой репрессировали в 1941 году из Молдовы в Казахстан. Подробную информацию отправляла ранее. (Nado Pavlicheva)

3. Да мой дедушка был репрессирован, но всегда говорил, что времена были тяжёлые и попал он в поселение по доносу соседа, который хотел занять его место. (Виктория Шокина)

4. Нет, моя семья была очень партийная. И темы репрессий не поднимались у нас дома, до того момента, как я не стала в школе проходить по программе Солженицына, Шаламова и др. Я пыталась поднять эту тему дома, пораспрашивать, но тема замалчивалась и мамой и бабушкой. Сейчас думаю, может потому что дедушка служил в органах. (ElenLain)

5. В моей семье есть истории про Холокост. (I.K)

6. Мою бабушку и её брата почти депортировали, но их спас один очень добрый человек и они остались в Молдове. (Марина)

7. Есть. Моих пра-пра-бабушку с дедушкой депортировали в Сибирь, а мужа сестры моей прабабушки расстреляли. Мой прадедушка был врачом и тоже едва не попал в "дело врачей", а еще не побоялся помогать сестре моей прабабушке и ее детям. (Татьяна Волошина)

8. Мои прабабушка и прадедушка подверглись преследованию, т.к. у них был большой дом и сад, позже этот дом отобрали и сделали из него детский садик, а потом детский дом. На тот момент, прадедушку уже отослали, судя по всему он был в тюрьме, но не на территории Молдовы, прабабушка не хотела ничего отдавать без дедушки, ее обвинили в воровстве и посадили на 3 года в тюрьму. (Елена)

9. Когда бабуля приехала в Казахстан, их привезли на товарных вагонах, первый раз когда депортировали, буквально перед войной, 45-й год. Их заселили в дома, в которых раньше жили корейцы. Привезли их вечером, уже было темно, заселили в эти дома и они легли спать. Бабушка рассказывала как чувствовала, что ночью по ней что-то ползает. Проснувшись утром она увидела что под домом было гнездо ядовитых змей. Это такой регион Казахстана, пустыня, там много опасных змей. Когда их привезли, молдаване не говорили по-русски, и толком не могли ничего объяснить. Но ее мать, моя прабабушка, говорила по-русски, она была образованным человеком. Прабабушка пошла к местному главе, и уговорила его дать работу высланным молдаванам, и благодаря этому они смогли получить работу и новое жилье. Когда бабуля вернулась в Молдову, перед второй депортацией, она услышала одну историю от сестры. Единственным человеком из их семьи, которого не депортировали, была бабушкина старшая сестра. Она была замужем, и жила в другом доме. Сестра рассказала бабушке, что в селе где она жила, когда пришли немцы и румыны, всех евреев согнали на одном поле и расстреляли, а потом закопали, и люди видели, как шевелится земля, видимо некоторые из них были еще живы. Потом бабушку депортировали второй раз, она прошла через череду тюрем, ее буквально гнали по этапу, она сидела в Кишиневе, в Одессе, потом ее снова сослали в Казахстан. После этого бабушка много лет работала на пивзаводе, ей давали грамоты. Бабушка просила не давать ей наград, боялась, что люди будут завидовать, и что опрокинут её в чаны с пивом. У бабушки есть трудовой орден - знак отличия за ее работу. Еще бабушке было очень приятно когда ее назвали Костин (это её девичья фамилия). Однажды я написал о ней статью, и упомянул там ее девичью фамилию - бабушка очень обрадовалась. Я узнавал про ее фамилию, она древняя, вероятнее всего предки пришли с западной части Молдовы, в 19 веке. Бабушка много повидала, она была упрямой, своенравной, я вижу этот характер и в своей дочери Софии. (Sergiu Pavlocev)

10. Мой прапрадед Кирилл был «кулаком». У него была своя мельница, маслобойка, большая конюшня. Когда в Советском Союзе было проведено раскулачивание, его отправили в тюрьму Одессу. С того дня четверо его детей, среди которых мой прадед Максим, больше не увидели отца. Его жена еще долго жила в маленьком скромном домике, который больше похож на землянку. Дом сохранился до сих пор, от мельницы не осталось ни следа, мой прапрадед Кирилл умер в одесской тюрьме, а эта темная история передается из поколения в поколение. (Татьяна Булгак)

Copyright © 2024 Mahala House SRL